Русский флот
 
Броненосцы
 
Броненосные крейсера
 
Бронепалубные крейсера
 
Миноносцы
|
  |
Царское правительство опоздало со
строительством новых современных кораблей флота и впоследствии было вынуждено
только что вступившие в строй корабли вводить в бой (2-я Тихоокеанская эскадра)
без должной боевой подготовки. Следует особо отметить, что роль флота в
последние годы перед войной некоторыми государственными деятелями царской России
явно недооценивалась. Противником усиления военно-морского флота был даже
военный министр Куропаткин, который в 1900 г. в докладе царю писал: "Уроки
истории учили нас идти по тому же пути, по которому шли наши предки, и главную
силу России видеть в ее сухопутной армии, расходуя на нее большую часть сумм из
уделяемых нашею родиной на военные нужды". Безусловно
верно, что России, особенно в предвидении войны с Германией и Австрией, была
нужна прежде всего современная сухопутная армия, но столь же верно и то, что в
начале XX века ей нужен был и мощный флот, в частности, на Дальнем Востоке. Но
военный министр, как только речь заходила об отпуске средств для усиления флота,
принимал все меры, чтобы провалить ассигнования.
Исключительно из-за недооценки обстановки, под предлогом недостатка средств.
Тихоокеанский флот не проводил больших маневров, больше того, флот в последние
годы перед войной находился в плавании не более 4-5 месяцев в году, остальное
время корабли стояли в базах, в так называемом "вооруженном
резерве". Не было проведено ни одного совместного учения
флота с крепостной артиллерией. Немудрено, что впоследствии, во время войны,
командиры миноносцев, возвращаясь в базу с операций, боялись, как бы их
артиллеристы крепости не приняли за японцев и не обстреляли. Мало плавали, мало
стреляли, не учились маневрировать и т. д. Тактическая подготовка большинства
офицеров Тихоокеанской эскадры перед войной стояла на низком уровне, - это
подтвердила потом война. Война застигла эскадру не подготовленной к боевым
действиям. Мобилизационный план, а также и стратегическое
развертывание не были выполнены. Наоборот, незадолго до войны, в 1902 г., с
Тихого океана ушли на ремонт в балтийские порты три броненосца и четыре
крейсера, так как ни во Владивостоке, ни в Порт-Артуре не было доков и
соответственно оборудованных мастерских. Главные силы
эскадры - броненосцы "Петропавловск", "Полтава", "Севастополь", "Пересвет",
"Победа", "Ретвизан" и "Цесаревич"; броненосный крейсер "Баян"; легкие крейсера
"Новик", "Аскольд", "Боярин", "Диана" и "Паллада"; канонерские лодки и 24
эскадренных миноносца базировались на Порт-Артур. Броненосные крейсера "Россия",
"Громобой" и "Рюрик"; легкий крейсер "Богатырь" и десять миноносцев базировались
на Владивосток. Крейсер "Варяг" и канонерская лодка "Кореец" находились в
корейском порту Чемульпо, канонерская лодка "Сивуч" - в Инкоу и "Манджур" - в
Шанхае. Военно-морской флот царской России количественно
был весьма внушителен. К 1904 г. он насчитывал в строю 25 броненосцев, 19
крейсеров 1 ранга, 7 крейсеров 2 ранга, 9 минных крейсеров, 17 мореходных
канонерских лодок, 3 броненосца береговой обороны, 63 эскадренных миноносца и 88
миноносцев. Но при всем этом морские силы, сосредоточенные на Дальнем Востоке,
уступали японскому флоту. Причины этого следует искать в
недооценке японского флота, боязни оставить Балтийское море без достаточно
боеспособной силы, хотя бы для прикрытия Петербурга от возможной агрессии
немцев, а также в невозможности из-за противодействия Англии и Турции вывести
сильную броненосную эскадру Черного моря через Дарданеллы. При этом следует
отметить, что в составе флота находилось и очень много старых кораблей постройки
80-90-х годов, которые не имели боевого значения. Русский
флот на Тихом океане, исключая броненосцы, в количественном и качественном
отношении незначительно уступал японскому. Он состоял из семи эскадренных
броненосцев и четырех броненосных крейсеров, японский - из шести эскадренных
броненосцев и восьми броненосных крейсеров. Семь русских броненосцев
принадлежали к четырем разным типам. Броненосцы противника были в основном
однотипные, кроме того, они имели большую скорость, но по артиллерии (по общему
количеству орудий главного калибра) их можно было считать
слабее. Главное преимущество японского флота заключалось в
броненосных крейсерах, которые имели одно 10-дюймовое, тридцать 8-дюймовых и сто
шесть 6-дюймовых орудий против четырнадцати 8-дюймовых и пятидесяти шести
6-дюймовых орудий на русских кораблях этого типа. Еще хуже было с бронированием:
из четырех русских крейсеров по существу броненосными могли считаться только
"Россия" и "Рюрик", но и они не имели полной броневой защиты по ватерлинии, и ни
одно их палубное орудие не защищалось броней; артиллерийские расчеты были не
прикрыты даже от шрапнельного огня. Порт-артурская эскадра
не являлась подготовленным к войне боевым организмом. Броненосцы "Ретвизан" и
"Победа", крейсера "Диана", "Паллада" и "Боярин" пришли на Дальний Восток во
второй половине 1903 г., а другие корабли прибыли туда еще позднее. За такой
короткий срок пребывания в Порт-Артуре эти корабли не могли быть подготовлены
для совместных действий в составе эскадры. Русский флот
был рассредоточен на театре, что отразилось на его боевой мощи: против
четырнадцати броненосных японских кораблей на Порт-артурском направлении у
русских было всего восемь. Флот находился в крайне невыгодных условиях
базирования. Россия имела на Дальнем Востоке всего два порта - Порт-Артур и
Владивосток, расстояние между которыми по морю было примерно 1800 километров;
чтобы перейти из одного порта в другой, нужно было пройти мимо японского флота,
контролировавшего Цусимский пролив. С началом войны сообщения между русскими
базами могли быть быстро прерваны. Протяжение сухопутных
путей сообщения между Порт-Артуром и Владивостоком равнялось 1600 километрам (по
железной дороге); при этом одноколейная дорога, плохо охраняемая, проложенная на
чужой (арендованной) территории, не могла служить надежным средством сообщения
во время войны.
|
  |
         
Японский флот
 
Броненосцы
 
Броненосные крейсера
 
Бронепалубные крейсера
 
миноносцы
|